Контролем за работой общественного транспорта в Новосибирске занимается множество различных структур. Среди них есть муниципальные (городского округа), областные и федеральные. Разберёмся, кто из них за что отвечает.
В настоящий момент мэрия города Новосибирска и Министерство транспорта Новосибирской области разделили между собой маршруты. В ведении мэрии находятся все маршруты с номерами меньше 100. От 100 и выше – в ведении Министерства транспорта. Исключением являются лишь маршруты 603 – 611 – это служебные маршруты ПАТП-4. Получается, нет смысла на автобусный маршрут № 254 («Улица Учительская – посёлок Садовый») жаловаться в мэрию или на маршрут № 79 («Юго-Западный жилмассив – Новосибирский государственный аграрный университет») – в Министерство транспорта.
До вступления в силу 220 федерального закона существовало разделение маршрутов, которые имели конечные в разных муниципальных образованиях. Эти маршруты могли быть пригородными и междугородными. В первом случае расстояние между населёнными пунктами, в которых расположены конечные остановки составляет не более 50 километров, во втором – более 50 километров. Сейчас все эти маршруты называются межмуниципальными. Это породило любопытную юридическую коллизию: маршруты, следующие в Пашино (27, 42, 46, 53) и в микрорайон ОбьГЭС по Советскому шоссе (45, 88) стали межмуниципальными, хотя по сути, являются городскими.
По старой классификации маршруты от 101 до 399 были пригородными, а от 501 до 599 – междугородными. Впрочем, были и исключения. Например, пригородные автобусные маршруты в Коченёвский район имели номера 565 и 566.
Также в ведении Министерства транспорта находятся электрички и пока ещё экзотический для жителей города водный транспорт.
Работой общественного транспорта в мэрии занимается Управление пассажирских перевозок. Оно является структурным подразделением Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.
Контролем транспорта на линии занимается находящееся в подчинении Управления пассажирских перевозок муниципальное казённое учреждение «Центр управления городским автомобильным и электрическим транспортом».
Обустройством остановочных пунктов занимается мэрия Новосибирска в лице своих территориальных подразделений – администраций районов и округа. При этом они обустраивают остановки и на тех улицах, где проходят только маршруты Минтранса (трёхзначные).
Деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом лицензируется. Лицензионные требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». На нарушение этих требований можно жаловаться в лицензирующий орган – Западно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (МУГАДН), бывшее СибУГАДН (Сибирское управление государственного автодорожного надзора).
Нарушения Правил дорожного движения водителями и пассажирами общественного транспорта (как и любых других транспортных средств) рассматриваются Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения. При этом следует помнить, что в ряде случаев маршрутным транспортным средствам разрешается отклоняться от требований дорожных знаков. Схема маршрута в обязательном порядке согласуется в ГИБДД, и в ней вполне может оказаться манёвр, запрещённый для остальных транспортных средств. Это нормально.
Помимо указанных документов, существует приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». В нём указаны требования к образованию и квалификации работников автотранспортных предприятий, в том числе тех, которые перевозят пассажиров. На нарушение этого приказа можно жаловаться в Государственную инспекцию труда.
В связи с тем, что большинство перевозок в городе (в том числе и по областным – трёхзначным маршрутам) осуществляют коммерческие перевозчики – индивидуальные предприниматели и юридические лица – в некоторых случаях имеет смысл обращаться и в Федеральную антимонопольную службу. Основное направление деятельности ФАС, как следует из её названия – защита конкуренции. С противоречащими законами методами борьбы одних перевозчиков с другими, к сожалению, жителям Новосибирска приходится сталкиваться довольно часто.
Помимо этого, в Новосибирске находится и Западно-Сибирская транспортная прокуратура. Однако важно понимать, что на автомобильном транспорте её полномочия сильно ограничены – применительно к автомобильному транспорту она может лишь осуществлять надзор за деятельностью правоохранительных органов на транспорте. Поэтому вряд ли вам когда-либо предстоит в неё обращаться по вопросам, которые касаются именно транспорта. Впрочем, если вы пользуетесь электричками, то можете написать – соблюдение законов на железнодорожном транспорте входит в их компетенцию.