Основной блог
Городская среда Главные новости

Самокатные войны или самокатный компромисс?

В рамках собственного проекта UrbanRead модельная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина провела 9 августа дискуссию «Самокатные войны», темой которой стала роль и место электросамоката как вида современного городского транспорта в Новосибирске.

В Новосибирске на данный момент работает несколько компаний по аренде электросамокатов (или, другими словами, кикшеринговых компаний), наиболее крупные из них – Whoosh и Urent. На дискуссии выступил представитель одной из этих компаний – пресс-секретарь Whoosh Денис Балакирев (г. Москва). Также спикерами стали депутат Совета депутатов Новосибирска, заместитель председателя постоянной комиссии по местному самоуправлению и член постоянной комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Георгий Андреев и урбанист, сооснователь группы «Комфортный регион» (ВКонтакте, Telegram) Леонид Лифанов.

Слева направо: Леонид Лифанов, Денис Балакирев, Георгий Андреев

В начале дискуссии каждый из спикеров высказал свою точку зрения на электросамокат и обозначил наиболее важные, на его взгляд, моменты.

Урбанист Леонид Лифанов рассказал, почему электросамокат – транспорт даже не будущего, а настоящего. Он экологичный и удобный, заменяет общественный транспорт, не создает пробки, повышает выручку уличного бизнеса (кафе, ресторанов и т.д.). Кроме того, самокат привлекает туристов, улучшает транспортную доступность и выполняет важную функцию – заменяет общественный ночной транспорт, которого в Новосибирске, в отличие от Москвы, нет. Поэтому предложение отказаться от электросамокатов, на взгляд Леонида Лифанова, является неправильным. Основные проблемы же, по мнению общественного активиста, возникают по причине отсутствия в городе велоинфраструктуры.

Депутат Совета депутатов Новосибирска Георгий Андреев акцентировал внимание на вопросе аренды кикшеринговыми компаниями парковочных мест на муниципальной земле. Этот вопрос регулируется соглашением между мэрией и компаниями Urent и Whoosh от 2021 года. Спикер сообщил, что на данный момент соглашение выполняется не полностью.

Кикшеринговая компания Whoosh берет в аренду у муниципалитета Новосибирска парковочные места площадью 2 м2 – на них может разместиться не более 4-х самокатов. Цена аренды за одно место в год – 2285 руб. 20 коп.

Пресс-секретарь Whoosh Денис Балакирев отметил особое значение Новосибирска для компании. Помимо того, что это третий город в стране, двое из основателей сервиса являются коренными новосибирцами и еще двое здесь учились. Компания Whoosh видит в муниципальных структурах и среди общественников прежде всего союзников, чтобы вместе сделать Новосибирск максимально комфортным городом. Whoosh однозначно готов оплачивать парковочные места.

На данный момент получено 200 разрешений на парковки, из них оплачено 185 – на остальные 15 еще не поступил счет. Также было подано еще 1250 заявок на них, на данный момент оформлено 200.

В идеале в Новосибирске должно быть около 2 тысяч парковок только для сервиса Whoosh, но компания понимает, что по существующему регламенту осуществить это крайне затруднительно.

Спикер отметил, что постановление № 1300 (Правительство РФ, «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» – редакция), не учитывает специфику кикшеринговых компаний, у которых нет стационарных конструкций и оператора по выдаче самокатов. При этом компания собрала всю необходимую документацию, но часть из этих заявлений вернулась, так как городские структуры не могут обслуживать такие массивы информации.

Whoosh просит ввести новые законодательные нормативные акты, которые учитывали бы специфику кикшеринга – большое количество парковок и возможное плохое состояние выделенного парковочного места. Если место для парковки повреждено в результате строительных работ или других факторов, компания закрывает эту парковку и подает новую заявку.

Денис Балакирев отметил, что современная законодательная база не успевает за кикшерингом, в том числе правила дорожного движения. Например, согласно сервисным правилам Whoosh, на самокатах не может ехать два и более человека, что, однако, пока не зафиксировано в ПДД.


Далее беседа перетекла в русло дискуссии. По мнению Георгия Андреева, не совсем правильно предлагать муниципалитету менять постановления Правительства РФ, хотя определенная инициатива на этот счет уже есть. Также следует учитывать интересы всех сторон, в том числе и муниципалитета.

Пресс-секретарь Whoosh, в свою очередь, сообщил, что компания согласна выполнять условия по действующему регламенту, несмотря на существующие сложности

По данным Whoosh, в Новосибирске 400 тысяч пользователей – это практически каждый четвертый житель города. С начала года они проехали около 2 миллионов километров. Их интересы также необходимо учитывать: запретительные меры идут вразрез с этим.

На взгляд Леонида Лифанова, простых жителей города по большей части волнуют не парковки, а проблема ДТП. В данном случае можно обратиться к мировому опыту или опыту Южно-Сахалинска, где используют быстровозводимые летние велодорожки. Что касается прибыли, то город уже ее получил, приобретя, по сути, современные электробусы в виде самокатов.

Затем настала очередь вопросов из зала. Вот наиболее интересные из них.

1. Депутат Совета депутатов Новосибирска Светлана Каверзина спросила, как оплачивают городу аренду парковочных мест коммерческие службы такси. Георгий Андреев ответил, что этот регламент заложен в другой плоскости. Сейчас обсуждается муниципальная нераспределённая территория, которая должна быть оформлена соответствующим образом.

Депутат Совета депутатов Новосибирска Светлана Каверзина

2. Инженер, человек с ограниченными возможностями здоровья Артём Черноскутов предложил ввести новый термин «колёсный пешеход». Самокаты – та проблема, которая проявляется наиболее остро, однако есть еще и велосипедисты, мамы с колясками, люди с ОВЗ. Основная проблема, по мнению Артёма Черноскутова, в том, что город не предназначен для колесных пешеходов: многие тротуары находятся в плохом состоянии, а в случае отсутствия пандусов или плохого состояния тротуара пешеходам на колясках приходится даже выезжать на проезжую часть.

Инженер, человек с ограниченными возможностями здоровья Артём Черноскутов

3. Ведущая дискуссии привела статистику, согласно которой за первое полугодие 2022 года произошло 370 зафиксированных ДТП с участием самокатов и других средств индивидуальной мобильности (сегвеев, моноколес, скутеров). Как регулировать то, что пользователи, даже при ограничении скорости, неаккуратно ведут себя на дороге?
Денис Балакирев отметил, что любое количество ДТП, отличное от нуля, всегда плохо. Однако эти цифры необходимо соотнести с общим количеством пользователей и конкретного транспорта. За последние полгода во всех городах присутствия компания увеличила свой парк практически в два раза. Также внимание ГИБДД к авариям с участием самокатов стало более серьезным – оформляется даже небольшое соприкосновение с пешеходом.

По словам представителя Whoosh, их самокаты находятся на связи с облачным сервисом, благодаря чему компании видна вся информацию о поездке. По запросу ГИБДД Whoosh предоставит необходимые данные. Также на всех поездках доступна страховка стоимостью 35 рублей, которая покрывает ущерб до 500 тысяч, в том числе третьим лицам. Кроме того, компания проводит курсы вождения на электросамокате – они доступны на сайте организации и оффлайн в некоторых городах присутствия, в том числе в Новосибирске. Денис Балакирев сообщил, что скоро компания анонсирует другие технологические решения, которые позволят пресекать нарушения ПДД.

4. Депутат Законодательного собрания Новосибирской области, заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Елена Тырина спросила, как идентифицировать человека на электросамокате, который скрылся с места ДТП.

Депутат Заксобрания НСО Елена Тырина

Как пояснил пресс-секретарь Whoosh, один из возможных вариантов – зафиксировать номера, которые есть на каждом самокате компании (на руле или крыле), либо сообщить об инциденте в сервис Whoosh через сайт, приложение или электронную почту, указав адрес и время происшествия. Компания свяжется с самим пользователем, чтобы он активировал страховку. Персональные данные пользователей при этом передаются только официальным органам.

Однако Георгий Андреев и ряд слушателей из зала выразили сомнения в удобстве этой процедуры и наличии номеров на всех электросамокатах компании.


5. Еще один вопрос от Елены Тыриной по поводу поездок на самокате вдвоем или втроем: есть ли максимально разрешенная масса либо это не имеет значения?

Ответ Дениса Балакирева: разрешенная масса для езды на самокате есть, но она не имеет отношения к тому, сколько человек едет на самокате. Сервисные правила Whoosh запрещают ездить на самокате вдвоем, даже если суммарный вес двоих людей не превышает эти параметры. Технологические нововведения, которые сейчас тестирует компания, будут касаться в том числе и параметра веса.

6. Заключительный вопрос из зала затронул вопрос парковки самокатов на непредназначенных для этого местах.



Как пояснил пресс-секретарь Whoosh, самокаты компании нельзя оставить в любом месте. Есть четко определённые парковки, а сервисная служба распределяет транспорт по ним.

Георгий Андреев рассказал, что администрация Новосибирска подала иск, за которым следят все муниципалитеты России: за незаконное размещение самокатов хотят установить штраф 100 тысяч рублей за единицу. Иск принят на рассмотрение и у него есть определенные перспективы.

На этом дискуссия подошла к концу. Однако команда проекта UrbanRead уже планирует ряд новых мероприятий.