Модельная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина 28 марта продолжила серию встреч в рамках собственного проекта UrbanRead. На этот раз тема дискуссии была заявлена широко – «Пешеход в большом городе», что позволило выявить наиболее актуальные вопросы, требующие в дальнейшем детального обсуждения.
Спикерами дискуссии выступила депутат Совета депутатов Новосибирска Екатерина Шалимова, под руководством которой реализованы десятки проектов районного масштаба в сфере благоустройства, развития спорта и физкультуры, патриотического воспитания, общественного досуга; депутат Совета депутатов Светлана Каверзина, которая неоднократно привлекала внимание общественности и депутатской комиссии к проблемам уличного освещения, обустройства зеленых зон в Советском районе и организации конечных остановок общественного транспорта; а также общественный активист, один из основателей урбанистической группы «Комфортный регион» Леонид Лифанов. Также приглашенным экспертом по вопросам доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья стал директор Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Юрий Лесневский.
Первая часть дискуссии затронула вопрос качества тротуаров в Новосибирске. Екатерина Шалимова рассказала, что сама является жителем спального района, поэтому ей особенно хорошо знакомы проблемы городских окраин. По наблюдению депутата, в спальных районах не всегда есть тротуары, либо же они могут внезапно обрываться.
По мнению спикера, проблема заключается в отсутствии комплексного подхода к строительству. Благоустройство того или иного объекта и его территории – это зона ответственности одних структур, а благоустройство территории за этим объектом – уже других. Но даже если тротуар построен, то он не попадает автоматически на баланс города – соответственно, не выделяются средства на его уборку.
Светлана Каверзина, в свою очередь, пояснила, что объем денег, которые пойдут на строительство и содержание тротуаров, определяет не мэрия и администрация области, а депутаты Горсовета. И в этом отношении есть определенный прогресс. Однако, на взгляд депутата, полностью решить проблему тротуаров с помощью этих средств невозможно. Также Светлана Каверзина рассказала о практике нахождения бесхозных объектов: чтобы поставить такой объект (дорогу, тротуар, участок ливневой канализации, фонарь и др.) потребуется около двух лет судебных тяжб.
Другим крупным вопросом, вынесенным на обсуждение, стали ограждения вдоль дорог. Они неоднократно становились темой статей в крупных СМИ, и в целом вызывают неоднозначные мнения. Леонид Лифанов также является противником таких ограждений: по мнению активиста, они не идут на пользу городской эстетике. Однако депутат Каверзина пояснила, что такие ограждения устанавливают для снижения смертности пешеходов на дорогах. Реализовать это можно также с помощью зеленых изгородей: но с этим сложнее, так как в Новосибирске пока нет полноценно функционирующего муниципального питомника растений.
Третий, наиболее яркий вопрос дискуссии – участие горожан в улучшении общественных пространств. Часто жители сталкиваются с проблемой, но не знают, куда обратиться для ее решения. Это могут быть как те же самые тротуары, перегоревшие лампочки в фонарях или же отсутствующий, но очень нужный жителям пешеходный переход.
Депутат Шалимова отметила, что решение большинства вопросов носит заявительный характер от граждан: чтобы городские службы устранили ту или иную проблему, необходимо оставить заявку. Все спикеры сошлись во мнении, что действенным способом взаимодействия с городскими структурами является интернет-приемная мэрии.
Один из заключительных вопросов из зала затронул доступность транспорта для людей с ОВЗ. На вопрос вызвался ответить директор библиотеки для незрячих и слабовидящих Юрий Лесневский, который является экспертом двух систем добровольной сертификации по формированию безбарьерной среды – московской и санкт-петербургской.
Как рассказал Юрий Юрьевич, у него, как у представителя международной школы ассистивных услуг, есть опыт внедрения мировых практик: это желтая разметка на перроне новосибирского метрополитена. Повышение доступности на всех видах транспорта (например, низкопольные автобусы) должно соотноситься с интересами этих групп населения. Существует объектоориентированный (цель поездки – тот или иной объект, например, поликлиника или культурный центр) и маршрутоориентированный (цель поездки – место проживания) подход. В нашем городе руководствуются объектоориентированным подходом. Но для полноценного решения, опять же, потребуются существенные денежные вливания.
На протяжении всей дискуссии зрители делились мнениями, указывали на общие и частные городские проблемы. Неоднократно в той или иной форме звучал вопрос: как мы, обычные горожане, можем повлиять на то, чтобы наш город стал красивее и комфортнее? Спикеры и обычные участники сошлись во мнении, что необходимо более тесное сотрудничество общественности и власти. Одним из путей решения становятся просветительские проекты, такие как «Комфортный регион» Леонида Лифанова или UrbanRead модельной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.