Основной блог
Городская среда Главные новости

Откуда берутся заборы?

В Новосибирске 16 июня убрали ограждения на Красном проспекте напротив Первомайского сквера — это произошло впервые после изменения ГОСТа, который требовал установления заборов.

— Мы считаем, что это исторический момент, потому что в прошлом Новосибирску пришлось закрыться заборами по предписаниям ГИБДД. Сейчас мы нашли возможность и вариант, как убрать из города постоянные заборы, — рассказала вице-мэр Новосибирска Анна Терешкова.


Установку заборов на улицах регулирует ГОСТ. Норматив гласит, что пешеходные ограждения можно использовать у остановок общественного транспорта, наземных и подземных переходов и переходов у детских садов и школ. Ещё ограждения, согласно нормативу, устанавливают вдоль тротуаров с пешеходным трафиком 750—1000 человек в час. В итоге заборы могут появиться везде и не всегда согласно требованиям ГОСТа. ГИБДД часто этим пользуется и требует установки ограждений.

Почему заборы — это плохо


  • Ограда вдоль улиц закрывает пешеходов (особенно детей) и создаёт мнимое чувство безопасности у водителя. Иными словами, по улицам становится комфортно ехать быстро. Быстрая езда повышает вероятность ДТП, причем с летальным исходом.
  • Заборы не спасают. Въехавшая на скорости в него машина превратит ограду в шрапнель. Исследований эффективности заборов в этом вопросе нет, а случаи гибели людей от них — есть.


  • Мешают людям. Люди не начнут перебегать дорогу где попало, если грамотно продумать переходы.
  • Заборы лишают велосипедистов возможности перейти на тротуар в случае опасности или отсутствия возможности проехать по проезжей части – это уже прямое нарушение правил дорожного движения.


  • Жертвами заборов становятся сами автомобилисты, ведь часто ограждения можно встретить вдоль тротуаров с парковкой. Водителей лишают способа быстро попасть на пешеходную часть, и им приходится идти десятки метров вдоль проезжей части, что сложно назвать безопасностью.
  • Установка ограждения на узких тротуарах приводит к тому, что там становится невозможной механизированная уборка, то есть использование техники. В такие места город отправляет дворников, но их ручная работа в несколько раз дороже и медленнее, чем механизированная.


  • Миллионные траты. В среднем, каждая секция забора без установки стоит 4 тысячи рублей, плюс ограждения требуют постоянного ухода.

Давайте посмотрим, как можно легально не ставить забор на улице


Благодаря поправкам в ГОСТ 52290-2004 появилась легальная возможность сажать кусты или делать широкие газоны без заборов. Кусты умеют защищать от луж с дороги и снижают уровень шума, за это их надо стричь раз в год. Если грамотно подбирать породы, то ландшафт улицы может меняться в течение года — будет чуть меньше серости.



Можно убить двух зайцев — прокладка велодорожек по улицам позволит избавиться от заборов даже по действующим нормативам.


Заборы ставят под предлогом защиты от парковки? Есть куча вариантов адекватной и гораздо более эстетичной и удобной замены. Столбики, скамейки, зеленые насаждения, декоративные каменные сферы — все это выглядит куда лучше.



Многие считают, что заборы нужны, чтобы пешеходы не перебегали дороги, где им вздумается. Это самое распространенное заблуждение. Необходимо проектировать улицы так, чтобы людям не надо было перебегать. Делать удобные и безопасные переходы. Забор — это первый признак того, что улицы проектируются неграмотно. Именно поэтому вы ни в одном удобном городе не встретите массового «озаборивания» городских улиц.


Забор — это всегда показатель нездорового планирования, неправильное явление в городе. Это, как правило, препятствие, которое мешает людям ходить, он не несет безопасности, как принято считать.

Сергей Кузнецов, Главный архитектор Москвы

Источник1

Источник2

Источник3