Электрокары считаются экологичной новинкой. И в связи с этим с каждым годом их популярность растет. Но многие сомневаются в их экологичности. Так что же: электрокары ничем не лучше машин на двигателях внутреннего сгорания?
Главное преимущество электромобилей всем очевидно: они не загрязняют воздух выхлопными газами. Дым от сжигания бензинового топлива содержит канцерогенные вещества, например, свинец. Отравление свинцом комплексно угнетает организм. Угарный газ незаметен и не имеет запаха, но при вдыхании он замещает собой кислород, вызывая кислородное голодание. Устаревшие двигатели выбрасывают сажу, которая оседает внутри легких.
Главное преимущество электромобилей всем очевидно: они не загрязняют воздух выхлопными газами. Дым от сжигания бензинового топлива содержит канцерогенные вещества, например, свинец. Отравление свинцом комплексно угнетает организм. Угарный газ незаметен и не имеет запаха, но при вдыхании он замещает собой кислород, вызывая кислородное голодание. Устаревшие двигатели выбрасывают сажу, которая оседает внутри легких.
Взвесь из перетертого асфальта и резиновых шин застревает в бронхах и капиллярах и забивает кровоток. По этому показателю электромобили проигрывают, поскольку весят они больше — за счет своего тяжелого двигателя — то и шины у них истираются интенсивнее. А значит, асфальтовое покрытие тоже повреждается быстрее, и его приходится чаще менять. С другой стороны, в последнее время выросла популярность кроссоверов и пикапов, которые в этом отношении едва ли уступают средним электромобилям.
В любом случае горение нефтепродуктов очень сильно загрязняет воздух и провоцирует от четырех до восьми миллионов избыточных смертей каждый год. Само по себе избавление от выхлопных газов уже улучшит качество и длительность жизни множества людей.
Еще одно преимущество электрокаров — они тише передвигаются. Фоновое воздействие «акустического загрязнения» вызывает хронический стресс и проблемы с сердцем.
Третий плюс — долговечность. Конструкция автомобиля с двигателем внутреннего сгорания содержит много элементов, которые быстро изнашиваются, и довольно скоро мотор приходит в негодность. Электромобиль по своей конструкции устойчивее, а потому экологичнее.
Ну и наконец, электромобили однозначно выигрывают в энергоэффективности. Двигатели внутреннего сгорания половину энергии, содержащейся в топливе, расходуют вхолостую, потому что максимальная эффективность любого теплового двигателя ограничена температурными пределами. А электрохимические преобразования, за счет которых движется электромобиль, позволяют использовать около 85% энергетического потенциала батареи.
Еще одно преимущество электрокаров — они тише передвигаются. Фоновое воздействие «акустического загрязнения» вызывает хронический стресс и проблемы с сердцем.
Третий плюс — долговечность. Конструкция автомобиля с двигателем внутреннего сгорания содержит много элементов, которые быстро изнашиваются, и довольно скоро мотор приходит в негодность. Электромобиль по своей конструкции устойчивее, а потому экологичнее.
Ну и наконец, электромобили однозначно выигрывают в энергоэффективности. Двигатели внутреннего сгорания половину энергии, содержащейся в топливе, расходуют вхолостую, потому что максимальная эффективность любого теплового двигателя ограничена температурными пределами. А электрохимические преобразования, за счет которых движется электромобиль, позволяют использовать около 85% энергетического потенциала батареи.
Чтобы уверенно сравнивать электромобили с авто на ДВС, необходимо учитывать весь их жизненный цикл.
Начнем с главного отличия — двигателей. Для производства электрохимических аккумуляторов нужны металлы и минералы. Добыча полезных ископаемых так и не стала экологичным занятием: чтобы извлечь их из земных недр, приходится расчищать территорию, а для этого рушить природные экосистемы или лишать земли местные сообщества. Кроме того, рабочие-горнодобытчики часто приобретают хронические заболевания, а вот достойную зарплату получают редко. Основные залежи редкоземельных металлов и минералов находятся в странах третьего мира, где права человека нарушаются систематически. Однако топливная индустрия тоже зачастую не отличается благоприятными условиями для рабочих, особенно, если речь идет о бедных странах.
Однако добыча топлива не идет ни в какое сравнение по масштабам: она измеряется миллиардами тонн, которые нужно производить ежегодно, потому что топливо постоянно расходуется. Напротив, раз произведенный аккумулятор прослужит как минимум десяток лет, а если его переработают после истощения — получится замкнутый цикл производства. Именно ресайклинг аккумуляторов станет сейчас ключевым продвижением в индустрии. Если полноценно перерабатывать батареи так, чтобы их можно было использовать для производства новых электромобилей — добыча минералов и металлов снизится в разы.
Начнем с главного отличия — двигателей. Для производства электрохимических аккумуляторов нужны металлы и минералы. Добыча полезных ископаемых так и не стала экологичным занятием: чтобы извлечь их из земных недр, приходится расчищать территорию, а для этого рушить природные экосистемы или лишать земли местные сообщества. Кроме того, рабочие-горнодобытчики часто приобретают хронические заболевания, а вот достойную зарплату получают редко. Основные залежи редкоземельных металлов и минералов находятся в странах третьего мира, где права человека нарушаются систематически. Однако топливная индустрия тоже зачастую не отличается благоприятными условиями для рабочих, особенно, если речь идет о бедных странах.
Однако добыча топлива не идет ни в какое сравнение по масштабам: она измеряется миллиардами тонн, которые нужно производить ежегодно, потому что топливо постоянно расходуется. Напротив, раз произведенный аккумулятор прослужит как минимум десяток лет, а если его переработают после истощения — получится замкнутый цикл производства. Именно ресайклинг аккумуляторов станет сейчас ключевым продвижением в индустрии. Если полноценно перерабатывать батареи так, чтобы их можно было использовать для производства новых электромобилей — добыча минералов и металлов снизится в разы.
В 2022 году Индонезия стала генерировать больше СО2 и интенсивнее использовать угольные электростанции. Связано это с переработкой никеля для производства электрокаров. Именно на этом настаивают противники внедрения электромобилей. Но число электростанций, работающих на возобновляемой энергии в мире постоянно растет. А суммарное количество выбросов в течение жизненного цикла у топливных автомобилей все равно выше: и разрыв в выбросах увеличивается с каждым годом. Чем больше срок использования электромобиля, тем меньше его экослед.
Сейчас человечеству нужно срочно сократить выбросы CO2 в основных секторах производства и экономики. Сфера транспорта находится в приоритете. По прогнозам, если электромобилей станет больше, чем авто на ДВС, выбросы сократятся на 40% к 2030 году и на 80% к 2050 — всего лишь за счет снижения использования ископаемого топлива. Если же удастся усовершенствовать производство электромобилей, результаты будут еще значительнее.
Сейчас человечеству нужно срочно сократить выбросы CO2 в основных секторах производства и экономики. Сфера транспорта находится в приоритете. По прогнозам, если электромобилей станет больше, чем авто на ДВС, выбросы сократятся на 40% к 2030 году и на 80% к 2050 — всего лишь за счет снижения использования ископаемого топлива. Если же удастся усовершенствовать производство электромобилей, результаты будут еще значительнее.