В статье использованы материалы из методического альбома проекта "Делайте ПРАВИЛЬНО!"
Причины загрязнения и разрушения дорог
Газон выше уровня бордюра и тротуара/дороги
Если уровень газона выше, чем уровень бордюра, то вода, во время дождей и снеготаяния, стекает на тротуары (дороги), увлекая за собой грунт, и скапливается в виде луж. После высыхания образуется пылевой слой, который невозможно удалить мойкой, поскольку вода никуда не утекает. Остаётся подметание, как правило, вручную.
Если уровень газона выше, чем уровень бордюра, то вода, во время дождей и снеготаяния, стекает на тротуары (дороги), увлекая за собой грунт, и скапливается в виде луж. После высыхания образуется пылевой слой, который невозможно удалить мойкой, поскольку вода никуда не утекает. Остаётся подметание, как правило, вручную.
Аналогичная ситуация с загрязнением складывается на городских дорогах без бордюров с чрезмерным количеством грунта на обочинах. Грязь вместе с водой стекают не С дороги, а НА дорогу. Из-за отсутствия водоотведения, поры асфальта пропитываются водой, и из-за температурных колебаний верхний слой ускоренно разрушается. Многократные ремонты в этом случае не дают эффекта из-за отсутствия целостности дорожного покрытия. Отсутствие оттока воды на газоны и отсутствие дренажа приводит к скоплению воды на грунтовых дорожках, что ведёт к ускоренному разрушению дорожек и вытаптыванию газонов, поскольку люди пытаются обойти лужи на дорожках по газонам.
Тротуар/дорога ниже уровня бордюра
Песок и пыль, принесённые ветром, а также песчано-солевая смесь, рассыпанная зимой, остаются на тротуаре или дороге до момента механического удаления при подметании. Такая конструкция вынуждает увеличивать количество применяемых противогололёдных средств, из-за того что вода скапливается толстым слоем и замерзает. Также возникают затраты на скалывание льда.
Песок и пыль, принесённые ветром, а также песчано-солевая смесь, рассыпанная зимой, остаются на тротуаре или дороге до момента механического удаления при подметании. Такая конструкция вынуждает увеличивать количество применяемых противогололёдных средств, из-за того что вода скапливается толстым слоем и замерзает. Также возникают затраты на скалывание льда.
Типовые решения по изменению конструкции системы "дорожка-газон"
Повышение тротуара до уровня бордюра
Идеальным случаем, позволяющим добиться максимальной чистоты тротуара, является организация тротуара и бордюра выше уровня газона, при этом бордюр делает вровень с тротуаром.
Идеальным случаем, позволяющим добиться максимальной чистоты тротуара, является организация тротуара и бордюра выше уровня газона, при этом бордюр делает вровень с тротуаром.
При такой конструкции вода будет стекать с тротуара, увлекая за собой на газон пыль и песок, принесённые ветром или коммунальщиками. Во избежание попадания земли на тротуар, при весенних работах по перекапыванию земли, и повышения эффективности зимней уборки, нужно, чтобы уровень газона располагался на 5-7 см ниже уровня бордюра. Хотя практика показывает, что достаточно 2-3 см и это соответствует требованиям стандартов.
Снижение уровня газона либо установка бордюров при обязательной организации водоотвода
При такой конструкции необходимо обеспечить удаление воды с тротуара или проезжей части. Это может быть выполнено при помощи ливневой канализации.
При такой конструкции необходимо обеспечить удаление воды с тротуара или проезжей части. Это может быть выполнено при помощи ливневой канализации.
Особенности модернизации дорожек и газонов при близком расположении деревьев
На многих благоустроенных территориях на газонах растут деревья и кустарники, и понижение уровня газона может оголить их корневую систему. В этом случае нужно оставлять вокруг растений участок повышения грунта, либо необходимо повышать уровень дорожек.
Такой подход позволит сохранить растительность, а по мере старения деревьев и замены их молодыми, понижать уровень грунта в месте посадки для того, чтобы при следующих капитальных ремонтах объектов благоустройства снизить уровень газона целиком и одновременно понизить уровень дорожек, если это необходимо. В случае, если дерево растёт вплотную к тротуару, нужно сохранить часть выступающего бордюра вплотную к дереву, но понизить остальные участки.
На многих благоустроенных территориях на газонах растут деревья и кустарники, и понижение уровня газона может оголить их корневую систему. В этом случае нужно оставлять вокруг растений участок повышения грунта, либо необходимо повышать уровень дорожек.
Такой подход позволит сохранить растительность, а по мере старения деревьев и замены их молодыми, понижать уровень грунта в месте посадки для того, чтобы при следующих капитальных ремонтах объектов благоустройства снизить уровень газона целиком и одновременно понизить уровень дорожек, если это необходимо. В случае, если дерево растёт вплотную к тротуару, нужно сохранить часть выступающего бордюра вплотную к дереву, но понизить остальные участки.
Временные решения с канавками
Очень часто бывает так, что у владельца территории нет средств на масштабную реконструкцию. В этом случае, как временную меру, можно использовать следующий приём. Роется продольная канавка, тогда грунт не стекает с газона. Снижается загрязнение дороги или тротуара и затрудняется возможность заезда легковых машин на газон. Но остаётся проблема водоотвода с них, и уборки снега и смёта.
Очень часто бывает так, что у владельца территории нет средств на масштабную реконструкцию. В этом случае, как временную меру, можно использовать следующий приём. Роется продольная канавка, тогда грунт не стекает с газона. Снижается загрязнение дороги или тротуара и затрудняется возможность заезда легковых машин на газон. Но остаётся проблема водоотвода с них, и уборки снега и смёта.
Понижение обочин для загородных дорог
Для загородных дорог, не имеющих прилегающих тротуаров и газонов, достаточно понизить обочину, на 2-3 сантиметра. Это позволит автомобилям съезжать на неё, в случае необходимости, но она не будет источником постоянного загрязнения дорожного полотна.
Для загородных дорог, не имеющих прилегающих тротуаров и газонов, достаточно понизить обочину, на 2-3 сантиметра. Это позволит автомобилям съезжать на неё, в случае необходимости, но она не будет источником постоянного загрязнения дорожного полотна.
Ещё один бич российских тротуаров – это вода, стекающая из неправильных водосточных труб. Во время ливней она обеспечивает пешеходам промокшие ноги, а в период пятимесячной российской зимы из-за неё на тротуарах образуется опасная наледь. Чтобы этого не было, нижний конец трубы нужно уводить сразу в канализацию.