Основной блог
Главные новости Городская среда

В причинах городских конфликтов разбирались эксперты и жители Новосибирска на дискуссии «Хам трамвайный»

Идиома «хам трамвайный», возникшая в СССР в довоенное время, означает, согласно определению доктора филологических наук Василия Химика, «заурядного бытового грубияна, который затевает ссоры в общественных местах, как бы в борьбе за пространство». И если связь хамства с трамваем постепенно теряется, то суть высказывания остается неизменной. Новосибирские СМИ и городские паблики в соцсетях пестрят такими заголовками: «Серийные вандалы орудуют в парках Новосибирска», «Знайте “героев” нашего города в лицо! Водитель автобуса № <…> и кондуктор – самые настоящие хамы», а на портале НГС даже есть рубрика «Я паркуюсь как чудак».
Почему это происходит? Это негативный отпечаток жизни мегаполиса, атрибутами которого стали бешеный ритм, скученность, постоянный стресс или… отсутствие культуры? И нужно ли бороться с городским хамством? Эти и другие вопросы о городских конфликтах обсудили 21 сентября на дискуссии «Хам трамвайный» в рамках проекта UrbanRead неравнодушные жители Новосибирска и спикеры модельной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина: заместитель начальника управления культуры мэрии Новосибирска Иван Михеев и кандидат философских наук, один из участников исследовательской группы НГТУ, составившей геоинформационную базу данных конфликтов Новосибирской агломерации «Конфликты NSK», Юрий Лобанов. Кроме того, каждый участник из зала мог задать вопрос, озвучить предложения или просто поделиться своим видением ситуации.
В начале дискуссии эксперты ответили на вопрос, является ли Новосибирск конфликтным городом. Спикеры сошлись во мнении, что в Новосибирске происходит достаточное количество конфликтов, но, в то же время, самым конфликтным назвать его нельзя.
Причины конфликтов связаны, в первую очередь, с особенностями истории и развития города. Как отметил Иван Михеев, Новосибирск, являясь большой агломерацией, не может не иметь конфликтов: в нем большое количество людей – как постоянно живущих, так и входящих в миграционные потоки. В саму историю города, в его ускоренное, бурное развитие изначально заложено противостояние. Городское управление принимает на себя наиболее значимые конфликты, вырабатывая правила разрешения таких ситуаций в целом.
По словам Юрия Лобанова, конфликты – признак развивающегося, растущего города. Исследователь отметил, что у Новосибирска, в отличие от многих других крупных городов, очень разная городская экономика, в которой нет одной доминирующей области. Это является причиной разнообразия городских сообществ и вытекающих из их взаимодействия конфликтов. Юрий Лобанов добавил, что конфликтов в этих условиях могло бы быть больше, если бы не усилия городских властей по выработке правил пользования городскими ресурсами.
Переходя от глобальных внутригородских конфликтов к ежедневному «трамвайному хамству», Иван Михеев сравнил Новосибирск с другими городами страны и отметил достаточно высокий культурный уровень его жителей, в особенности молодого поколения. Этого же мнения придерживается и второй эксперт: по словам Лобанова, есть исследования, показывающие, что городской средний класс отходит от силовой модели решения семейных конфликтов, подавления воли ребенка.
Ответ на «трамвайное хамство», по мнению представителя мэрии, должен соответствовать внутреннему культурному стержню человека. Сфера культуры здесь важна – нужно воспитывать молодое поколение, предлагая качественную художественную литературу, театральные постановки, музейные выставки, но, в то же время, она не является панацеей. Эта же задача есть у сферы просвещения – профессионального, среднего и дошкольного образования. Учебные заведения – полноценные партнеры культуры в этом направлении, а самый большой игрок – это семья.
Юрий Лобанов подтвердил, что в отношении транспортных конфликтов Новосибирск не слишком отличается от других городов, кроме Москвы и Петербурга с более высоким финансированием этой сферы. В целом по отношению к советскому периоду ситуация с общественным транспортом значительно улучшилась.
Следующий вопрос – почему не все локальные конфликты становятся общегородскими? Как исследователь городских конфликтов Юрий Лобанов отметил: для этого необходимо, чтобы сошлись сразу несколько факторов. Один из них – вынос конфликта на городскую арену – в СМИ и крупные сообщества в соцсетях, а также причастность большинства жителей к этой проблеме. Прежде чем участвовать в конфликте на уровне города, люди, по наблюдениям Лобанова, оценивают возможные риски и свою терпимость к нему. Им необходима поддержка, поэтому активнее озвучиваются конфликты, в разрешении которых задействованы сообщества. Яркий пример – новосибирские краеведы, которые борются за сохранность памятников архитектуры.
На протяжении встречи участники делились своими мнениями и задавали вопросы экспертам. Наибольший интерес вызвала роль школы и учителя в формировании методов разрешения конфликтов, а также вопрос о культуре переработке мусора. Возможно, именно они станут темой следующей встречи и будут детально рассмотрены экспертами проекта UrbanRead!